14.05.2014

 

 

Юридическое заключение по изменениям, внесенным в Закон «О рекламе» в части ограничений на рекламу медицинских услуг

 

 

 

I) ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН

 

Федеральным законом РФ от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены, в том числе, изменения в Федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", которые согласно части 4 статьи 64 Закона N 317-ФЗ вступили в силу с 1 января 2014 года.

Согласно этим изменениями, реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

 

Таким образом, с 1 января 2014 года введены следующие ограничения и запреты на рекламу медицинских услуг:

1. Запрещена любая реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (п. 9 ст. 7 Закона "О рекламе");

2. Реклама медицинских услуг, в том числе реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна (ч. 3 ст. 24 Закона "О рекламе"):

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

3. Реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, рассчитанная на массового потребителя, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом в рекламе распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства) (ч. 7 ст. 24 Закона "О рекламе").

4. Самое главное изменение: реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (ч. 8 ст. 24 Закона "О рекламе").

Другими словами, в новой редакции части 8 статьи 24 Закона "О рекламе" фактически введен полный запрет на рекламу любых медицинских услуг, кроме как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

По видимому, законодатель не до конца продумал логику вносимых изменений в Закон, поскольку новая редакция части 8 статьи 24 Закона N 38-ФЗ, полностью запрещая рекламу любых медицинских услуг населению, делает бессмысленными все остальные перечисленные выше изменения в статью 24 Закона, касающиеся рекламы медицинских услуг.

 

 

II) ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ УКАЗАННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Контролирующий рекламный рынок государственный орган – Федеральная антимонопольная служба, в своем Письме от 20 января 2014 г. N АК/1193/14 разъяснила следующее:

  • С 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках специализированных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.

  • Вместе с тем в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не попадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

 

Судебная и правоприменительная практика по такого рода делам еще не сложилась. В комментариях существуют разные точки зрения на то, можно ли «обойти» указанное ограничение или нет.

Одни считают, что, например, перечисление оказываемых ЛУ на рекламном щите медицинских услуг в месте нахождения этого ЛУ не является рекламой и к такому рекламному щиту не применяются требования законодательства о рекламе (см. Приложение 1 к настоящему Заключению). Существует и мнение, что отсутствие наименования каких-либо медицинских услуг в «Номенклатуре медицинских услуг», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, не позволяет отнести их к «медицинским услугам» в свете ограничений Закона «О рекламе».

Однако ФАС чаще говорит о том, что будет штрафовать всех, нарушающих новые требования, в том числе и государственные ЛПУ. Невключение медицинских услуг в «Номенклатуру…» не является безусловным основанием для освобождения от ответственности за их рекламу и ФАС будет разбираться с этим в каждом конкретном случае.

Точки в конкретных спорных ситуациях будет ставить суд, однако сейчас сложно предугадать, на чьей стороне он будет.

Мы скептически относимся к точке зрения, что ограничение на рекламу медицинских услуг можно обойти, если разместить такую рекламу на личном сайте организации. Из Закона «О рекламе» это прямо не следует, так что ФАС вполне сможет посчитать такую рекламу незаконной.

 

 

 

III) ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С нашей точки зрения, введенное ограничение на рекламу медицинских услуг является необоснованным и ограничивает права граждан-пациентов на получение полной и достоверной информации.

22.04.2014 Государственной Думой ФС РФ в I чтении был принят законопроект № 461801-6, согласно которому в части 8 статьи 24 Закона «О рекламе» слова "медицинских услуг, в том числе", "профилактики, диагностики,", "и медицинской реабилитации" и ", для использования которых требуется специальная подготовка" будут исключены.

Т.е. указанная статья будет звучать так:

«8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов лечения, а также медицинских изделий, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

Таким образом, при принятии этого законопроекта существующий сейчас «полный» запрет на рекламу медицинских услуг в неспециализированных местах будет снят.

 

 

 

 

 

С уважением,

Григораш Сергей Сергеевич

Генеральный директор

​​© 2015  Юридическая фирма «Эдвайзер». 

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка linkedin