25.06.2014

 

НОВОЕ В ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ БИПАТРИДОВ (ЛИЦ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ) И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН С ВНЖ

 

I) ВОПРОС: Обязательность консульского учета для проживающих за границей бипатридов и российских граждан с ВНЖ

 

В действующем законодательстве не содержится норм об обязательности консульского учета для проживающих за границей бипатридов и российских граждан с ВНЖ. Такой учет носит добровольный характер.

Согласно ст. 17 ФЗ от 5 июля 2010 года № 154-ФЗ «Консульский устав РФ» в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Такой порядок установлен Приказом МИД России от 17 августа 2011 г. № 15114.

Консульский учет ведут консульские отделы дипломатических представительств и консульские учреждения Российской Федерации.

Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является.

В заявлении о постановке на учет приводятся следующие сведения о гражданине, подлежащем постановке на учет:

1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения;

2) сведения о документе, удостоверяющем личность (в случае постановки на учет несовершеннолетнего ребенка, данные о котором внесены в паспорт родителя, указываются сведения о паспорте родителя);

3) адрес места жительства в Российской Федерации (при наличии);

4) адрес места жительства на территории консульского округа, телефон, адрес электронной почты (при наличии);

5) сведения о предполагаемом периоде временного нахождения либо постоянном проживании на территории консульского округа;

6) фамилия, имя, отчество, адрес места жительства в Российской Федерации или за ее пределами, телефон, адрес электронной почты родственников гражданина или иных указанных им лиц (при наличии).

Заявление о постановке на учет подается гражданином или его законным представителем в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации лично либо направляется по каналам почтовой или факсимильной связи. Заявление также может быть направлено по каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством электронной формы, размещенной на портале www.kdmid.ru.

Консульское должностное лицо регистрирует поступившее заявление о постановке на учет и вносит указанные в нем сведения в электронную базу данных лиц, состоящих на учете в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации.

Внесенные в электронную базу данных сведения в течение одного рабочего дня направляются в Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации для включения в соответствующий раздел консульских автоматизированных информационных систем.

По требованию гражданина или его законного представителя консульское должностное лицо бесплатно выдает справку о постановке на учет либо о снятии с учета, составленную в произвольной форме.

В случае получения от гражданина или его законного представителя информации об изменении сведений, указанных в заявлении о постановке на учет, консульское должностное лицо корректирует учетные данные гражданина.

В случае постановки на учет гражданина, состоящего на учете в другом дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, консульское должностное лицо дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, в которое поступило заявление о постановке на учет, направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, в котором гражданин состоит на учете, соответствующее извещение.

Гражданин снимается с учета в случае:

1) подачи им или его законным представителем заявления о снятии с учета, составленного в произвольной форме и представленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;

2) получения извещения о постановке его на учет в другом дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации;

3) истечения периода его временного нахождения либо завершения постоянного проживания на территории консульского округа, указанного в заявлении о постановке на учет;

4) смерти;

5) вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

6) выхода из гражданства Российской Федерации.

Снятие с учета заключается в удалении сведений о гражданине, подлежащем снятию с учета, из электронной базы данных, которое осуществляется в день поступления в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации сведений о наступлении случая, предусмотренного выше.

Дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в течение одного рабочего дня после удаления сведений из электронной базы данных направляет в Консульский департамент МИД РФ уведомление о снятии гражданина с учета для корректировки учетных данных в соответствующем разделе консульских автоматизированных информационных систем.

Заявления о постановке на учет и снятии с учета хранятся в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации и уничтожаются по акту по истечении одного года после снятия гражданина с учета.

 

II) ВОПРОС: Обязательность и процедура снятия с регистрации по месту жительства в РФ для проживающих за границей бипатридов и российских граждан с ВНЖ

 

Четкой обязанности граждан РФ сниматься с регистрационного учета по месту жительства в РФ при выбытие за пределы России в законодательстве РФ не прописано.

Однако, с нашей точки зрения, она напрямую вытекает из смысла действующего законодательства.

Так, ФЗ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно ст. 6 указанного ФЗ гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства в пределах РФ, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

И хотя указанный закон регулирует порядок регистрационного учета в пределах РФ, мы считаем, что по его смыслу он может быть истолкован как налагающий на граждан РФ обязанность сняться с регистрационного учета по месту жительства в РФ при переезде не постоянное место жительства за границу.

***

Вариантов снятия с регистрационного учета по месту жительства в РФ в связи с переездом на ПМЖ за границу может быть два:

 

1) Личное присутствие в органе регистрационного учета РФ.

Наиболее актуальным и подробным нормативным актом, регулирующим указанную процедуру, является утвержденный Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 (ред. от 21.01.2014) Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Система постановки и снятия с регистрации граждан РФ построена по принципу «непрерывности» регистрационного учета, когда снятие лица с регистрации по «старому» месту жительства происходит только после того, как он уже зарегистрирован по «новому» месту жительства.

Однако п. 135 указанного Административного регламента допускает ситуацию, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены сняться с регистрационного учета по месту жительства перед выездом.

В этом случае они должны лично обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

 

2) Без личного присутствия в органе регистрационного учета РФ.

Согласно Административному регламенту снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае поступления заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года (апостиль), за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания).

Регламент и иные нормативные акты, к сожалению, не раскрывают деталей этой процедуры. Однако из комментариев к законодательству и пояснений на сайтах консульств РФ за рубежом мы получили следующую информацию.

В рамках консульского учета российских граждан консульские учреждения выполняют снятие с регистрационного учета по месту жительства в России. Граждане Российской Федерации, выехавшие из Российской Федерации в иностранное государство на законных основаниях без снятия с регистрационного учета по месту жительства, могут обратиться в консульское учреждение с письменным заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства в России.

Факт снятия с регистрационного учета по месту жительства в России подтверждается штампом (записью) "Для проживания за границей", проставленным в загранпаспорте. Отсутствие такого штампа в загранпаспорте означает, что владелец паспорта не снят с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации.

Для оформления снятия с регистрационного учета в Российской Федерации заявителю в возрасте от 14 лет необходимо лично явиться в консульское учреждение и представить следующие документы:

- загранпаспорт, по которому заявитель въехал в государство пребывания, его ксерокопию и копии свидетельств о рождении детей, внесенных в загранпаспорт. Лица в возрасте от 14 лет, не имеющие собственного загранпаспорта, представляют загранпаспорт родителя, в который они вписаны, его ксерокопию и копию свидетельства о рождении;

- внутренний паспорт;

- документ, подтверждающий наличие у заявителя разрешения властей государства пребывания на пребывание (проживание) на территории данного государства;

- заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства в 2-х экземплярах.

В заграничном паспорте производится отметка «Для проживания за границей» (или «Выезд на постоянное жительство»).

***

В связи с неурегулированностью этой процедуры (неясно, например, отправляет ли консульское учреждение полученные документы в РФ или же производит отметки самостоятельно; ставится ли в рамках данной процедуры отметка о снятии с регистрационного учета во внутреннем паспорте и проч.) мы рекомендуем, по возможности, сняться с регистрационного учета с личным присутствием. При нежелательности личного присутствия дополнительные разъяснения касательно снятия с регистрационного учета консульскими учреждениями можно получить, вероятно, в самих консульских учреждениях.

 

III) ВОПРОС: Обязательность и процедура возврата внутреннего российского паспорта для проживающих за границей бипатридов и российских граждан с ВНЖ

 

Российское законодательство не содержит требований по возврату внутреннего российского паспорта для проживающих за границей бипатридов и российских граждан с ВНЖ.

Пункт 18 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 18.02.2014) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» говорит о том, что лица, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации, обязаны сдать паспорта в территориальные органы Федеральной миграционной службы по месту жительства или месту пребывания, а лица, проживающие за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальные органы Федеральной миграционной службы по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.

Пункт 22 указанного Постановления устанавливает запрет на изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Среди таких случаев:

1) допуск гражданина к государственной тайне;

2) призыв на военную службу или альтернативную гражданскую службу;

3) статус подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, а также осужденного за совершение преступления;

4) уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом;

5) государственная служба в органах федеральной службы безопасности.

В указанных случаях внутренний паспорт изымается и направляется в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

Как мы видим, такое основание для изъятия паспорта, как постоянное проживание гражданина РФ за рубежом или иное подобное, отсутствует.

 

IV) ВОПРОС: Действующая ответственность за невыполнение вышеуказанных процедур

1) Ответственность за непостановку на консульский учет отсутствует по причине добровольности постановки на такой учет.

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит статью 19.15.2 «Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении»

«1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области».

Так как правила регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении регулируют не только регистрацию как таковую, но и снятие с регистрационного учета, к ответственности по этой статье КоАП могут быть привлечены также граждане, не снявшиеся с учета в связи с отбытием за границу на постоянное место жительства.

Однако, мы считаем вероятность привлечения к этой ответственности указанных граждан незначительной, так как, во-первых, четко такая процедура законодательством не урегулирована, а во-вторых, сложно установить момент, с которого гражданин считается выехавшим за рубеж именно на ПМЖ (как указала в своем письме Светлана, при получении заграничного паспорта в качестве причины его получения было указано «для временных выездов»).

***

Уголовный кодекс РФ содержит два состава, связанного с нарушением регистрационного учета:

«Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

 

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства ФЗ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» понимает регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

 

«Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Указанные составы к нашей ситуации неприменимы.

 

3) Ответственность за «несдачу» внутреннего российского паспорта бипатридами и российскими гражданами с ВНЖ отсутствует по причине отсутствия оснований для такой сдачи.

 

 

IV) ВОПРОС: Освобождает ли выполнение вышеуказанных процедур (при их обязательности) от необходимости подавать уведомления в органы миграционного учета в порядке, установленным изменениями в Закон "О гражданстве"?

 

Как мы писали ранее, четкого определения понятия «гражданина, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации», Закон «О гражданстве» не дает.

Однако, исходя из смысла проанализированных нами документов, комментариев к законодательству и пояснений на сайтах консульств РФ за рубежом можно сделать вывод, что таким гражданином является гражданин, снятый с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации, имеющий разрешение властей государства пребывания на такое проживание и вставший на консульский учет.

Такой гражданин, по нашему мнению, освобождается от обязанностей подать письменное уведомление о наличии у него иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в соответствии с обновленной статьей 6 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».

В подтверждение этой позиции мы приводим Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 27.08.2013 по делу № 33-2336/2013, в котором гражданин пытался доказать факт постоянного места жительства за рубежом на основании того, что он на протяжении семи лет проживает за рубежом, где имеет вид на жительство с правом работы, с регистрационного учета по месту жительства снят, родственников и места жительства в России не имеет.

Суды двух инстанций не согласились с указанной логикой и указали следующее: «Поскольку заявитель на консульском учете в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" и Правилами ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными приказом МИД России от 17.08.2011 N 15114, не состоит, гражданином другой страны не является, в качестве цели получения загранпаспорта указал временные выезды за пределы России, суд пришел к правомерному выводу о том, что достаточных доказательств его постоянного места жительства за рубежом не имеется».

 

 

С уважением,

Григораш Сергей Сергеевич

Генеральный директор

​​© 2015  Юридическая фирма «Эдвайзер». 

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка linkedin